Термостойкое покрытие
Надежность эксплуатации энергетического оборудования связана с процессами коррозии, развивающейся на поверхностях элементов конструкции, контактирующих с горячими топочными газами.
Основными коррозионно-активными компонентами, вызывающими разрушение оборудования, являются кислород, окислы серы, галогеноводороды и углекислый газ. Кроме того, на скорость разрушения поверхностей нагрева большое влияние оказывает наличие в топочной пыли соединений, содержащих элементы переменной валентности и щелочные металлы. Скорость коррозионных процессов связана с температурными режимами, степенью загрязненности топлива коррозионно-активными компонентами, а также с термостойкостью покрытия и коррозионной стойкостью материалов, из которых изготовлены элементы конструкций парогенераторов и турбин.
Из практики эксплуатации энергетического оборудования известно, что в тех случаях, когда на поверхности сплава, подверженного воздействию горячих топочных газов (топочной пыли), образуется плотная непроницаемая для газов и химически инертная пленка, процесс разрушения металла значительно замедляется. Последнее обстоятельство, на поверхностях отложений, заставляет формировать термостойкое покрытие предотвращающих развитие коррозии. Данный способ защиты состоит в том, что на поверхность конструкций наносят термостойкое покрытие, приготовленное на основе органосиликатных материалов, в которые введены компоненты, способные после выгорания органических веществ формировать защитные пленки за счет взаимодействия компонентов входящих в состав нанесенного покрытия, топочных газов, пыли и продуктов коррозии материала, из которого изготовлено энергетическое оборудование. Термостойкое покрытие в процессе постоянного воздействия топочных газов и высоких температур должно образовать неплавкую, химически инертную и газонепроницаемую пленку, обладающую хорошей адгезией к металлу. Формирование такого типа покрытий зависит от температурных режимов.
На рисунке представлена схема парогазовой установки. В топочной камере, в которой сжигают мазут или газотурбинное топливо, на поверхности металла экранных труб и ширм перепад температур составляет 1200—1300° С. Анализ отложений показал, что они состоят в основном из окислов железа, переведенных в форму магнетита. Магнетитовые отложения легко растрескиваются под действием вибрации и переменных температур, а поэтому не образуют эффективного защитного покрытия. В этой зоне, несмотря на то что в топочных газах, омывающих трубы, присутствуют окислы серы, азота, ванадия, интенсивной коррозии не наблюдается.
Разрушение металла определяется только наличием кислорода и высокими температурными режимами.
Для создания защитных покрытий в указанных зонах целесообразно использовать термостойкое покрытие на основе алюмо-фосфатного связующего.
Скорость коррозии элементов конструкций, защищенных огнеупорными покрытиями, может быть снижена в 5—10 раз.
В конвективной части парогенератора температура топочных газов снижается до 1100—1300° С, а поэтому спектр термостойких покрытий может быть значительно расширен.
Наряду с термостойкими покрытиями, изготовленными на основе алюмосиликатного связующего, могут быть использованы и другие, менее температуростойкие составы. На поверхностях теплообмена в верхней части конвективной шахты коррозионные процессы протекают не только под действием кислорода, но и других окислителей.
Для предотвращения перехода защитного покрытия в расплавленное состояние в композиционный состав необходимо ввести соединения, легко образующие тугоплавкие ванадаты, сульфаты, а также соединения щелочных элементов. Поэтому наряду с традиционными наполнителями, какими являются кварцевый песок, окись титанаг в состав следует добавить окисные соединения бария, которые при взаимодействии с окислами серы и ванадия образуют тугоплавкие и химически инертные соединения.
В районе промежуточного пароперегревателя имеет место понижение температуры топочных газов. При этих условиях на теплообменных поверхностях весьма интенсивно отлагаются сульфаты и ванадаты. Если температура в этой зоне окажется выше 700—800° С, сульфаты и ванадаты в расплавленное состояние и вызовут интенсивную коррозию металла.
Меры борьбы с коррозией на данном участке проточной части основаны на применении термостойкого покрытия, в состав которых вводятся: компоненты, способные связывать окислы серы, ванадия и щелочные элементы в соединения, термическая диссоциация которых лежит выше температуры этой зоны.
Для обеспечения газонепроницаемости количество связующего полимера увеличивают.
В газоходе нагрев металлов, как правило, не превышает 600-650° С. Для защиты стенок газохода рекомендуется использовать термостойкое покрытие, имеющее рабочие температуры 700-800° С, в которые, как и в описанных выше случаях, в качестве наполнителя также должны быть введены добавки, препятствующие формированию на защитном покрытии легкоплавких отложений.
Как следует из опыта эксплуатации парогазовых установок, следующий участок интенсивной коррозии развивается на жаропрочной вставке и первой ступени лопаточного аппарата тазовой турбины. В этой зоне механизм высокотемпературной коррозии, как следует из данных химического анализа, идентичен процессам, протекающим в топочной камере и верхней части конвективной поверхности. Меры борьбы с коррозией аналогичны используемым для упомянутых выше участков. Для продления сроков службы лопаточного аппарата рекомендуется использовать термостойкое покрытие с добавками, обеспечивающими высокую адгезию, повышенную газонепроницаемость, теплопроводность и предотвращающими налипание топочной пыли.
На теплообменных поверхностях третьей ступени при нагреве металла до 120— 180° С имеет место образование серной кислоты. Для снижения скорости низкотемпературной коррозии могут быть использованы пластмассовые покрытия.